М.А.Колпакчи Дружеские встречи с английским языком |
СХЕМА «ЛЯГУШКА» УЧИТ И РАДУЕТ
Приступаем к нашему путешествию. Для этого приготовим цветные карандаши, чистый плотный лист бумаги, на котором будет постепенно вырастать «лягушка», и еще один обыкновенный лист писчей бумаги, который сложим пополам четыре раза так, чтобы его ребристая поверхность составила решетку из 16 клеток. Уже говорилось о том, что последовательность временных форм, образующих «решетку», не является новинкой. Такое построение встречается во многих английских грамматиках. Авторской является схема «лягушка», с помощью которой учащиеся самостоятельно разносят временные формы по клеточкам «решетки», именно самостоятельно, что весьма существенно.
Одно дело для взрослого учащегося - получить схему в готовом виде, а другое - сделать ее самому, вдумавшись в принцип построения. Вместо скуки у человека возникает ощущение экспериментатора, очутившегося в лаборатории языка. Примерно так вспоминают при встрече о наших уроках мои бывшие ученики, рассказывая о своей увлеченности такими, казалось бы, унылыми объектами, как английский перфект или пассив.
Давно замечено, что как бы ни была сложна таблица, которую должен усвоить человек, ему и легче и интереснее, когда он наперед знает границы доставленной перед ним задачи.
Воспроизводя «лягушку», советую брать неправильные глаголы, например - to take, took, taken; to know, knew, known etc., т. е. такие, у которых вторая форма не совпадает с третьей. Это усиливает наглядность.
Взглянув на «лягушку» в готовом виде, замечаешь, что строительным материалом для всех форм Continuous, Perfect и Passive являются третья и четвертая формы спрягаемого глагола, а также два вспомогательных глагола to be и to have - порознь или вместе.
В
центре чистого
листка пишем,
как на образце: taken
taking
to be to have
Формы Present и Past Indefinite в «лягушку» не входят, пишутся отдельно, как на рисунке.
Теперь ваша задача - обвести красным карандашом название группы Continuous, захватить наименовения to be + taking и придать всему этому ансамблю (в зависимости от ваших художественных способностей) подобие лягушачьей лапки.
Основная черта, присущая всем формам этой группы, - продолжительность действия, его незаконченность. Вопрос о том, почему английскому языку для передачи длительности действия понадобилось шесть форм в группе Continuous и четыре в Perfect Continuous, мы разбирать не будем. Укажем только, что и в русском языке наряду с формой совершенного вида имеются глаголы несовершенного вида типа «выздоравливать», «разбрасывать», «переписывать», «разнашивать», «заканчивать» и т. д., которые отличаются ясно выраженным оттенком продолжительности действия.
Еще раз взгляните на первую лягушачью лапку, нарисованную вами, и запомните, что все формы Continuous образуются путем спряжения вспомогательного глагола to be плюс неизменяемая «инговая» форма смыслового глагола. Итак, левая лапка лягушки готова. На очереди - правая.
Справа, симметрично по отношению к надписи Continuous, напишите синим карандашом наименование следующей группы времен - Perfect и обведите ее синей линией, включая и те формы в центре, которые остались свободными, а именно: вспомогательный глагол to have и третью форму спрягаемого глагола - taken.
Группы Времена |
Неопределенные |
Длительные |
Совершенные |
Совершенные
длительные |
|
Indefinite |
Continuous |
Perfect |
Perfect
Continuous |
||
Настоящее |
Present |
I
take |
I
am taking |
I
have taken |
I
have been taking |
Прошедшее |
Past |
I
took |
I
was taking |
I
had taken |
I
had been taking |
Будущее |
Future |
I
Shall/Will take |
I
Shall/Will be taking |
I
Shall/Will have taken |
I
Shall/Will have been taking |
Будущее в
прошедшем |
Future
in the past |
I
Should/would take |
I
Should/would be taking |
I
Should/would have taken |
I
Should/Would have been taking |
Примечание. Об употреблении shall и will во 2-м и 3-м лице единственного и множественного числа см. в разделе ГЛАГОЛЬНОЕ СЕМЕЙСТВО В ПОЛНОМ СОСТАВЕ.
Теперь группы Continuous и Perfect и весь страдательный залог Passive в равной степени обладают необходимым строительным материалом. И если вы довершите свой рисунок, обведя туловище «лягушки» линией, охватывающей название Passive, глагол to be и форму taken желтым или зеленым карандашом, то условная зверюшка готова.
Практически это
главное, что надо
твердо знать. Дальше вы научитесь самостоятельно заполнять эту
«решетку-пустышку». Лицевая сторона заготовленного листа
должна выглядеть так:
группы Времена |
Indefinite |
Continuous |
Perfect |
Perfect
Continuous |
Present |
|
|
|
|
Past |
|
|
|
|
Future |
|
|
|
|
Future
in the past |
|
|
|
|
У левого верхнего края «решетки» напишем спрягаемый глагол, а над каждым из четырех вертикальных рядов проставим те же наименования групп Indefinite, Continuous, Perfect и Perfect Continuous, а у четырех горизонтальных рядов таблицы - Present, Past, Future, Future in the Past.
Рекомендуется столько раз наново складывать «решетку» и столько раз помечать названия глагольных групп и времен, пока это не станет делом естественным и привычным. Учащийся должен так освоиться с «решеткой», чтобы без запинки назвать любую клеточку в незаполненной «решетке» и, наоборот, находить в «решетке-пустышке» надлежащее место для любой заданной формы, например: Future Perfect, Past Perfect Continuous, Future Indefinite in the Past и т. д.
Приступаем к знакомству с групповым портретом всего глагольного семейства. Подробная характеристика даже «боковых родственников» будет дана в дальнейшем.