М.А.Колпакчи Дружеские встречи с английским языком
ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ И ОДНА ЛЯГУШКА
За
четверть века
работы в кружках
и индивидуальных занятий к товарищами, которые готовились к сдаче
экзаменов по
английскому языку в счет кандидатского минимума, мне ни разу не
встретился
учащийся, который хорошо разбирался бы в английских временах и так знал
бы эту,
в сущности удивительно стройную грамматическую систему, что мог бы с
удовольствием о ней рассказать или объяснить ее.
Знать временные
оттенки каждой
глагольной формы необходимо даже тому, кто ставит перед собой такую
ограниченную задачу, как перевод английских технических текстов, потому
что ни
одна глагольная форма (так же как ни один артикль) не присутствует в
тексте
просто так, случайно, как попало, а всегда уточняет мысль автора,
доводя ее до предельной
выразительности.
ЛАПКИ
И СПИНКА ЛЯГУШКИ
Поначалу
каждый
оробеет, услышав,
что любой переходный глагол способен принимать одну из 16 временных
форм в
действительном залоге или же одну из 10 форм - в страдательном. Чтобы
успешно
ориентироваться в такой разветвленной системе, лучше всего иметь перед
собой
какую-то классификацию и ею руководствоваться. Предлагаю читателям свою
схему
«лягушку», и обычный перечень временных форм,
называемый
здесь «решеткой». С их
помощью вы приобретаете умение быстро образовывать все 26 форм от
любого
глагола, основные морфологические формы которого необходимо знать.
Как
это ни
огорчительно, самые
употребительные английские глаголы по способу образования этих форм
являются
неправильными, и поэтому запоминать их надо сразу в трех формах,
условно
называемых здесь колонками, например:
nfinitive
Past Indefinite
Past Participle
to speak to
see to
write to
take to
put
spoke saw wrote took put
spoken
говорить seen
видеть written
писать
taken брать
put класть
Вам
уже встречалось
наименование
«инговая» форма, рассматриваемая как причастие
настоящего
времени - Present
Participle (между тем у нее есть и другие грамматические функции - см.
§ 12,
раздел ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ПАРАЛЛЕЛИ,
Разряды слов, Глагол
). «Инговой» формы не
бывает только у глаголов can,
may,
must
и пр. От всех остальных глаголов она образуется очень просто
- путем прибавления окончания -ing к любому инфинитиву без частицы to -
speaking, seeing, writing etc. (иногда возможны незначительные
орфографические
изменения). Еще надо знать спряжение глаголов to be и to have и уметь
именовать
клетки «решетки» по временам, подобно тому как
именуют
клетки шахматной доски.
ГЛАГОЛ
В КАЛЕЙДОСКОПЕ ВРЕМЕНИ
Умение образовать 26
форм глагола
- это только первая стадия знакомства с английскими глагольными
формами. Важно
одно - чтобы в памяти закрепилась схема из 26 звеньев. Впоследствии
дело
каждого звена - привлечь ваше внимание своей выразительностью, своими
индивидуальными особенностями.
Приведем пересказ
эпизода из
романа Агаты Кристи «Ночной клуб по вторникам» (The
Tuesday
Night Club):
Mr. Jones had been staying at a
hotel in Birmingham. He returned home just when supper was being
brought in to
table. The next day there was a report in the evening papers of the
death of
Mrs. Jones. Numerous letters to
Scotland Yard
were accusing Mr. Jones of having murdered his wife. As a result of the
autopsy
sufficient arsenic was found to make clear that the deceased lady had
died of
poisoning. Mr. Jones knew that when
his wife
was dead he would have control of her money.
Мистер
Джонс
пробыл некоторое время в гостинице в Бирмингеме. Он вернулся домой в
тот
момент, когда подавали ужин, На следующий день в вечерних газетах
сообщалось о
смерти миссис Джонс.
В
многочисленных письмах в адрес Скотленд Ярда мистера Джонса обвиняли в
убийстве
жены. Вскрытие обнаружило достаточное количество мышьяка, чтобы с
достоверностью утверждать, что леди умерла от отравления.
Мистер
Джонс
знал, что после смерти жены будет иметь право распоряжаться ее
состоянием.
В десяти строчках
английского текста
семь различных временных форм, одна из которых повторяется три раза.
Разве не
интересно разобраться во всех этих оттенках и понять, почему
писательница то
расточительна в выборе временных форм, то упрямо возвращается к одной и
той же
форме? В конце главы даются разбор и расшифровка всех этих форм, и вы
увидите,
как толково и по-хозяйски распорядилась глагольным богатством языка
автор
популярных детективов.